Материалы для строительства гаража: выбираем подходящий вид постройки
Похоже, что разнообразие имеющихся в продаже строительных материалов никак не облегчает жизнь желающим заняться постройкой защищённого крытого гаража для автомобиля. Выбор даёт не только свободу, но и порождает множество сомнений – из чего делать проще, дешевле и быстрее. А ещё имеет значение место и размер. Материалы для строительства гаража нужно выбирать лишь после того, как будут найдены ответы на поставленные вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пластиковый гараж
- Каркас гаража
- Гараж из профильной трубы
- Деревянный каркас гаража
- Гараж из сэндвич-панелей
- Гараж из сип-панелей
- Деревянные гаражи
- Гараж из бруса
- Гараж из клеёного бруса
- Гараж из поликарбоната
- Гараж из профиля
- Гараж из профнастила
- Капитальные гаражи
- Гараж кирпичный
- Гараж из бетонных плит
- Бетонный гараж
- Гараж из блоков
- Гараж из газобетона
- Гараж из пеноблоков
- Гараж из керамзитобетонных блоков
- Гараж из блоков фбс
- Гараж из шлакоблока
- Заключение
- Гараж-ракушка
Пластиковый гараж
Из всех имеющихся вариантов, постройки из ПВХ – это достаточно молодое направление. Они стали широко использоваться лишь в последнее десятилетие и уже заняли вполне заметное место на рынке.
Положительные качества любой марки пластика: долговечность, эстетическая привлекательность, устойчивость к агрессивным угрозам (коррозия, влага), простота установки и демонтажа. Для такого гаража не нужен фундамент, построить (собрать стеновые панели и крышу) можно за один день, а при необходимости передвинуть на другое место своими руками с задачей вполне справятся несколько взрослых мужчин.
Из существенных минусов отметим следующие пункты.
- Невозможность утепления. Чтобы обшить стены, придётся создавать дополнительную внутреннюю конструкцию, отдельную от основного сооружения. Ведь прикрутить что-либо к пластиковым стенам нельзя. Поэтому в зимнее время автомобиль будет защищён только от атмосферных осадков, но температура в гараже окажется равна уличной.
- Хрупкость. ПВХ-материалы хорошо сопротивляются общим (площадным) нагрузкам, но из-за небольшой толщины не выдерживают точечного воздействия. Поэтому использовать их целесообразно на закрытых, а не общедоступных территориях.
Самое широкое применение пластиковые гаражи нашли в загородных условиях. На дачах, где владельцы находятся только летом, они прекрасно справляются даже не с одной, а с несколькими задачами – в тёплый сезон служат для стоянки машины, а на зиму превращаются в склад сельскохозяйственного инвентаря и инструмента.
Каркас гаража
Распространённая технология строительства – создание каркасных конструкций. Такие проекты считаются универсальными и позволяют комбинировать несколько разнообразных материалов (дерево, металл, панели). К тому же они не отличаются большим весом, а потому непривередливы к фундаменту. Чаще всего дело обходится недорогими сваями (столбиками) или ленточной заливкой, что существенно сокращает расходы.
Гараж из профильной трубы
Доступный и удобный материал, позволяющий создавать постройки произвольного размера и конфигурации. Своими руками с такой задачей справится любой, кто обладает навыками сварки и умеет работать с металлом. Характеристики труб зависят от выбора стеновой отделки. Например, обшивая стены профилированным листом можно несколько сэкономить – маленькая толщина и небольшой вес не предполагают использования мощной основы.
В пользу такого метода строительства говорит ещё один факт – делать каркас можно по частям, а в дальнейшем перевести его на место и быстро построить из готовых элементов. Таким способом обычно пользуются, если заказывают изготовление конструкции в сторонней организации.
Деревянный каркас гаража
На втором месте по популярности находится каркас из бруса. У него есть свои преимущества.
- Работать с деревом своими руками проще, можно обойтись инструментами, имеющимися буквально у каждого.
- Деревянные детали легко соединяются и разбираются. Это помогает, если в ходе работ выявляются какие-либо ошибки в расчётах.
- Деревянный скелет выдерживает любой вес стеновых и отделочных материалов, даёт возможность построить основательный гараж.
- В зависимости от марки бруса (его сечения) заранее определяется толщина утеплителя.
- Легко крепить стеновое покрытие с помощью гвоздей или саморезов.
Минусы заключаются в некоторых эксплуатационных моментах. Требуется обработка антисептиками; для долговечности необходимо использовать более дорогие сорта древесины; влага или огонь могут нанести непоправимый вред.
Относительно фундамента деревянный каркас не отличается от металлического. Ему вполне достаточно свай. Но если владелец планирует обустройство смотровой ямы, подвала или погреба – тогда рекомендуется задуматься о полноценной бетонной основе.
Свойства построек из двух популярных материалов мы сравнили в статье деревянные и металлические хозблоки.
Гараж из сэндвич-панелей
Прессованные трёхслойные панели перекочевали в гаражное строительство после того, как удачно зарекомендовали себя в нише жилья. В качестве основы сэндвичей могут использоваться различные материалы: металлические, поливинилхлоридные или стружечные плиты. Между ними помещается слой утеплителя необходимой толщины, формируя своеобразный толстый «бутерброд». Таким образом достигается быстрота возведения и надёжность конструкции с заложенным в неё теплосбережением.
Выбор внешнего материала сэндвич-панелей в большей мере зависит от каркаса. Например, на основу из профилированной трубы традиционно монтируют металлические стены. Такую технологию можно наблюдать при постройке быстровозводимых торговых объектов. А различные марки деревянного «бутерброда» обычно крепят на брус. Такой проект легче осуществить своими руками, построить гараж из панелей можно быстро и довольно дёшево. Дело в том, что мастера научились клеить сэндвичи кустарным способом, что заметно снижает затраты.
Существенный минус панелей из дерева – необходимость применения фасадных отделочных материалов. Без финишного покрытия гараж выглядит неопрятно, да и стружечные плиты не рекомендуется оставлять в постоянном контакте с атмосферными осадками. При использовании в качестве основы профилированного листа такой проблемы не возникает. Полимерное покрытие защищает материал от влаги, ржавчины и коррозии.
Гараж из сип-панелей
Другой вариант слоёного бутерброда – структурно-изолированные панели. Разница заключается только в обязательном использовании в качестве несущего материала плиты марки OSB. Немногие знают, что для её производства берут не стружку, а расщеплённое добротное дерево. При относительно небольшой толщине получаемого волокна (5 мм), длина его составляет примерно 15 см. Ориентация внешних и внутренних слоёв не совпадает. Снаружи древесина расположена продольно, а в середине поперечно, создавая прочный и упругий деревянный массив. Всего существует 4 класса плит OSB: 1 и 2 предназначены для внутренних работ, 3-4 можно использовать на улице. Именно они должны применяться в изготовлении СИП-панелей.
Толщина элемента определяется объёмом утеплителя. В таком качестве выступает газонаполненная пластмасса пенополиуретан или твёрдый пенополистирол. Их теплоизоляционные показатели аналогичны.
Общая практика всех панелей – формирование паза по размеру бруса на внутреннем уровне. Каждая деталь как бы «одевается» на каркас, соединяя его сплошной стеной и не оставляя щелей. Такой конструктор несложно собирать своими руками, и построить гараж из готовых материалов можно за короткий срок.
К плюсам такого вида строительства относятся быстрота и простота; возможность заниматься возведением стен в любое время года (панели не дают усадки); получаемая дополнительная полезная площадь (образуется за счёт небольшой толщины элементов); теплосбережение.
Отрицательные стороны:
- относительно высокая цена;
- необходимость установки вентилируемых накладных фасадов;
- свойственная деревянным элементам горючесть;
Отдельно вспомним о ещё одном враге – грызунах. Они любят забираться в такие места. Защита от них может стать серьёзным вызовом для хозяина гаража.
Несмотря на некоторые изъяны – постройка из панелей традиционно считается одним из наиболее предпочтительных вариантов.
Деревянные гаражи
Следующие проекты выполняются из массива дерева. Назвать такой способ рациональным и дешёвым нельзя, но в некоторых случаях автовладельцы прибегают именно к нему. Во-первых, деревянный гараж, как правило, возводится своими руками. Во-вторых, чтобы его построить идут в ход все имеющиеся в хозяйстве подручные материалы. И немалую роль играет универсальность дерева. Удовлетворительная толщина позволяет не заниматься утеплением внутреннего пространства и не думать о внешней отделке.
Гараж из бруса
Лучше всего подходят твёрдые сорта древесины (дуб, лиственница, кедр). Они обладают достаточным запасом прочности, устойчивы к воздействию атмосферных явлений и вполне долговечны. Хвойное дерево (сосна или ёлка) стоят дешевле, но их эксплуатационные качества оставляют желать лучшего. Здесь наблюдается склонность к растрескиванию и слабая сопротивляемость к гниению. Даже периодическое нанесение антисептиков не сильно спасает положение. Единственный способ на время защитить такой гараж – применять отработку машинного масла, дёготь, другие подобные средства. Но и они не дают полной гарантии сохранности.
Специалисты отмечают 3 момента, которые необходимо учитывать при сооружении гаража из массива бруса своими руками.
- Желательно, чтобы толщина по каждой из сторон превышала 100 мм. Меньшее сечение не даёт должной защиты и прочности.
- Влажность материала. Недостаточно просушенная древесина склонна к чрезмерной усадке, скручиванию и другим деформациям.
- Надёжность соединения горизонтальных венцов. Рассматривается 2 вида. В первом случае брус ложится на углах встык и стягивается между собой мощными скобами. Именно к такому способу обычно прибегают непрофессиональные строители. Правильнее и надёжнее выглядит другой метод – создание торцевых пазов на концах бруса. Иногда ещё встречается профилированный по всей длине вариант, но его практически невозможно сделать самостоятельно.
В целом же, подготовить материал и построить гараж из бруса любой марки по силам каждому.
Гараж из клеёного бруса
Конструктивное отличие этого материала от традиционного массива состоит в технологии его изготовления. Подготовленные доски складываются вместе и под прессом соединяются между собой по плоскости при помощи клея. Такой блок в дальнейшем не деформируется; обладает отличными характеристиками прочности; сохраняет все свойства натуральной древесины в области теплосбережения. Цена на клеёный брус относительно невысокая из-за использования в нём более дешёвых хвойных пород дерева: сосны и ёлки.
Чтобы построить гараж из клеёного бруса, придётся действовать аналогично процессу работы с массивом.
- Определить необходимую толщину стен.
- Выбрать марку бетона для заливки и соблюсти характеристики фундамента.
- Своими руками или при помощи специалистов сделать пазы-замки для соединения элементов.
Отдельно стоит процесс обработки деревянной конструкции антисептиками. Они для клеёного бруса требуются в том же объёме, который необходим массиву.
Гараж из поликарбоната
Самый редко встречаемый тип сооружения, несмотря на его очевидную простоту, дешевизну и доступность материалов.
Сам поликарбонат может быть листовым ячеистым (сотовым) либо сплошным (монолитным). В его пользу играют долговечность, устойчивость к агрессивным атмосферным явлениям, лёгкость, гибкость, простота монтажа. К тому же при использовании арочных металлических каркасов можно добиться существенной экономии. Именно поэтому поликарбонат стал популярным у дачников и в сельском хозяйстве.
Полноценный гараж из любого вида этого материала встречается крайне редко. Хотя быстро построить его и можно своими руками, но сделать тёплым и всесезонным не получится. Единственное применение в качестве места стоянки автомобиля нашли открытые навесы на деревянных или металлических опорах с лёгкой крышей из поликарбоната. Они популярны и на дачных участках, и в пространстве загородных коттеджей. При этом используются различные по толщине и цвету марки материала, создающие заметный дизайнерский акцент в ландшафте.
Гараж из профиля
В некоторых случаях профильная труба в качестве несущей основы выглядит безальтернативным вариантом. Материал доступный, лёгкий в обработке, позволяющий создать любую конструкцию и построить нужную конфигурацию пространства. Марка стали (толщина стенок) здесь сколь-нибудь заметной роли не играют. Единственное ограничение, о котором уже шла речь выше – своими руками подобный проект может выполнить лишь человек, имеющий навыки в сварке.
Гараж из профнастила
На металлический каркас замечательно устанавливаются стены из профилированного листа. Его основные эксплуатационные свойства включают 4 параметра.
- Толщина самого металла.
- Наличие и характеристики цинкового слоя.
- Марка полимерного покрытия (акрил, полиуретан, полиэстер и другие).
- Толщина полимера.
Профнастил легко монтируется, обладает небольшой массой, не поддаётся коррозийным процессам и имеет различную расцветку. Кроме того, качественная полимерная краска долго не выцветает, оставаясь свежей и чистой. Лист крепится к каркасу из профильной трубы с помощью специальных саморезов, которые также имеют окрашенные в тон материала шляпки и прорезиненные уплотнительные шайбы. Чтобы построить гараж из профнастила своими руками не потребуется много инструментов. Вполне достаточно шуруповёрта с набором 6-гранных головок.
Недостатка у такого сооружения всего два.
Шумовой фактор. Капли дождя или град могут вызывать шумовую какофонию.
Утепление. Если требуется утеплить гараж из профнастила, придётся внутри него сделать отдельную деревянную конструкцию-каркас, на который будет монтироваться, например, минеральная вата.
Капитальные гаражи
Постройки этого класса характеризуются двумя критериями: они обязательно требуют полноценную фундаментную основу и строятся из камня (кирпича, бетона или различной марки блоков). Преимущество капитальных гаражей состоит в их надёжности, долговечности, уровне защищённости. Построить такое сооружение, конечно, обойдётся существенно дороже, чем все предложенные выше варианты, но при качественном строительстве гараж будет служить десятки лет.
Гараж кирпичный
Классический материал, который люди используются уже не первое тысячелетие. В настоящее время для строительства гаража он не выглядит лучшим вариантом из-за относительно дорогой стоимости, небольшого размера и высокой плотности. Последнее влияет на показатель теплосбережения. Чем выше уровень спрессованности – тем хуже постройка защищена от перегрева (охлаждения).
Обращаем внимание на марку кирпича.
- Белый силикатный – в составе кварцевый песок, известь и добавки. Он относительно недорогой и подходит для возведения стен. Но обладает рядом недостатков: хрупкость, большой вес, разрушение в условиях повышенной влажности.
- Красный керамический из обожжённой глины. Он выглядит самым приемлемым вариантом, чтобы построить гараж: универсальный, долговечный, экологически чистый, сохраняющий тепло и обеспечивающий звукоизоляцию. К тому же бывает пустотелым и более лёгким, что существенно облегчает процесс укладки (особенно если она делается своими руками). Известные недостатки у этой марки кирпича чаще всего связаны с дефектами производства.
Другие виды – клинкерный, шамотный или гиперпрессованный кирпич – для строительства гаражей не рассматриваются.
Гараж из бетонных плит
Ещё один традиционный строительный материал. При постройке гаража речь, чаще всего, идёт об использовании железобетонных плит. Комплект стеновых панелей и перекрытий быстро устанавливается на площадку, обладает всеми необходимыми свойствами теплосбережения и надёжности, долгое время сохраняет высокие прочностные качества. Из-за значительного веса элементов своими руками такое сооружение построить не удастся. Этим занимаются специализированные организации с привлечением подъёмной техники.
Примечательно, что само по себе бетон (смесь цемента, песка и воды) является хрупким. Поэтому он наполняется металлической арматурой, придающей элементу прочность и, в свою очередь, защищает её от воздействия влаги. Таким образом получается почти идеальный строительный материал.
Бетонный гараж
Ещё один метод заключается в создании заливных бетонных сооружений. В подготовленную опалубку закачивается смесь подходящей марки, которая застывает и формирует сплошную полнотелую стену. Таким образом получается монолитная каменная коробка. Остаётся сделать лишь монтаж деревянных перекрытий, стропил и кровли. Толщина несущей конструкции здесь регулируется только желанием владельца.
Единственное отрицательное свойство бетонного гаража – он требует утепления и системы циркуляции воздуха. В противном случае температура внутри окажется почти равна уличной, а влажные капли будут постоянно свисать с потолка.
Гараж из блоков
С кирпичом энергично конкурируют гаражные коробки из различных видов блоков. Марки этого строительного материала могут быть произвольными, но их объединяет несколько общих свойств.
- Относительно малый вес, облегчающий всё конструкцию.
- Увеличенный размер, позволяющий быстрее построить стены.
- Хорошая тепло- и звукоизоляция.
- Обеспечивается толщина несущих поверхностей с необходимым запасом прочности.
- Приемлемая стоимость.
В отрицательную сторону можно выделить высокую гигроскопичность (скопление сырости внутри гаража), паропроницаемость (требуется специальная штукатурка для финишной отделки), при неправильной укладке стен своими руками в хрупких блоках могут образоваться трещины.
В остальном же гараж из блоков выглядит предпочтительнее кирпича, металла или дерева, и прослужит дольше.
Гараж из газобетона
Газобетон – пористый искусственный камень, производящийся из кварцевого песка и цемента с добавлением газообразователя. В результате внутри появляются полые области (1-3 мм), равномерно распределённые по всему объёму. Чем их больше, тем ниже марка изделия.
Чтобы построить 1-этажный гараж можно использовать газобетон D-400. Но если ваш проект предусматривает второй уровень, то придётся брать более крепкий камень D-500. Толщина стен также может варьироваться и находится в среднем на 20-сантиметровой отметке. Этот размер очень удобен для тех, кто всё любит делать своими руками – меньше блоков придётся укладывать на стены.
Основная проблема пористых материалов – подверженность разрушению из-за влаги. Она накапливается в ячейках, при замерзании расширяется и приводит к растрескиванию всего элемента. Поэтому нижний слой камня обязательно отделяют от фундамента несколькими слоями гидроизоляции. Рекомендуется также внешние стены закрыть вентилируемым фасадом. В таком случае газобетон прослужит долгие годы, будет хорошо сберегать тепло, обеспечит надёжную звукоизоляцию и сохранность имущества.
Гараж из пеноблоков
Пеноблок – разновидность ячеистого бетона. В смесь песка, цемента и воды добавляется пенообразователь, в результате чего получается материал с отличными эксплуатационными качествами. Он сохраняет тепло; глушит звук; не подвержен усадке; пожароустойчив. Кроме прочего, лишён недостатков пенобетона – замораживание и оттаивание влаги его не разрушает. Это происходит из-за того, что в производстве задействована не химическая реакция, а механическое перемешивание компонентов. Примечательно, что этот камень не тонет в воде, а после высыхания не теряет свойств прочности.
Пенобетон отливается в большие заготовки, которые в дальнейшем разрезаются на блоки. Именно их применяют в строительстве. Отмечаются следующие положительные качества:
- Теплоизоляция лучше, чем у бетона и других его производных.
- Недорогая цена – требуется меньше раствора, часть пространства занимает воздух.
- Лёгкий. Из пеноблока предпочитают строить своими руками как раз из-за его небольшого веса.
- По простоте обработки сравним с натуральным деревом. Любую марку изделия можно сверлить, пилить или забивать гвозди.
- Произвольная толщина блоков.
Всё перечисленное объясняет, почему большинство автовладельцев останавливаются именно на варианте построить гараж из пеноблоков. Он действительно выглядит достойной заменой традиционного кирпича или бетона.
Гараж из керамзитобетонных блоков
Материал, в котором в качестве добавки к воде, песку и цементу выступает керамзит – пористая и зернистая масса, получаемая в результате обжига глины в печи. Обычно гранулы используют для целей утепления или в сельском хозяйстве, но при соединении с цементно-песчаной смесью они передают конечному изделию прочность и теплостойкие качества.
- Теплопроводность ниже, чему у кирпича, но уступает пенобетону.
- По надёжности превосходит всех конкурентов.
- Слабое водопоглощение.
- Долговечностью сравним с бетоном и кирпичом.
Ещё одно полезное качество – все марки керамзитобетонных блоков устойчивы к образованию плесени и при любой толщине они не запотевают.
Гараж из блоков фбс
Фундаментные стеновые блоки в первую очередь предназначены для работ по укреплению основы гаража. Они бывают полнотелыми или пустотелыми (облегчёнными, с улучшенными характеристиками теплопроводности). Армирующий каркас придаёт необходимую прочность. Выпускаются гладкими или рифлёными, с добавлением по лицевой поверхности окрашенных бетонов.
Популярностью для строительства гаражей не пользуются по следующим причинам.
- Большой вес и значительная толщина – своими руками такой блок не поднимешь.
- Неудобный размер. Если ФБС используют для возведения стен, то угловые соединения и места проёмов приходится закладывать кирпичом или другими материалами.
Но если подобные неудобства хозяина не смущают, то в остальном блоки вполне пригодны для строительства, а их недостатки оборачиваются достоинствами. Стройка идёт быстро; в зависимости от марки бетона можно добиться желаемого коэффициента теплопроводности; отличные показатели пожароустойчивости, долговечности и надёжности всей постройки.
Гараж из шлакоблока
В производстве этого камня используют метод вибропрессования. Причём в качестве добавки к воде и цементу может выступать не только шлак, но и любые другие материалы: щебень, отсев гранита, бой стекла, зола, керамзит. Даже остатки битого кирпича или бетона идут в дело при создании шлакоблока.
Марка прочности определяет область применения в постройке – минимальный М-35 подходит для утепления, а самый плотный М-100 и 125 используется для фундаментов и несущих стен с высокой степенью нагрузки.
По видам различаются декоративные и перегородочные камни; фундаментные; полно- и пустотелые; цветные и облицовочные.
Для возведения гаража шлакоблок подбирается по размеру, толщине, весу и заранее установленным параметрам всей коробки. Заниматься строительством можно своими руками. Камень лёгкий, объёмный и поэтому процесс работ идёт быстро. К тому же его используют и на уровне фундамента, что облегчает задачу – не нужно прикладывать много усилий на обустройство подземной основы.
Гараж-ракушка
Гараж-ракушка всё также остаётся выгодным решением для хранения автомобиля. Преимущество конструкции в том, что сделать гараж можно под любые габариты машины, при этом занимая минимальную площадь. Гараж быстро монтируется, лёгкий и удобный в эксплуатации.
Чаще всего гараж-ракушка делается из листов металлопрофиля, чем толще материал, тем надёжнее защита от вандалов и взломщиков. Форма самой конструкции полукруглая или в виде пенала. Такой гараж также можно сделать из полимерного пластика или гидрокарбоната. В данном случае сооружение лучше устанавливать в частном доме, на территории огороженного участка.
Ворота открываются с помощью роллетов, которые особенно выгодны в условиях ограниченного пространства. Можно установить автоматическую систему закрывания и открывания.
Гараж-ракушку можно демонтировать и перевезти в другое место. Сооружение защищает авто от солнца, ветра, дождя и снега. К томе же это оптимальное решение, не требующие разрешений на установку и монтаж фундамента.
Заключение
Каждый приведенный выше материал обладает индивидуальным набором достоинств и недостатков.
- Пластиковые и металлические сборно-разборные гаражи можно поставить на участок за один день, но в сравнении цены и функциональности они проигрывают.
- Металлические коробки сложно утеплять, а деревянные подвержены естественным процессам гниения и плохо сопротивляются огню. Но и первые, и вторые легко соорудить своими руками.
- Построить капитальный каменный гараж в одиночку не удастся, но зато такое сооружение долго простоит и вполне может считаться активом недвижимости.
Поэтому каждый владелец автомобиля принимает решение индивидуально, исходя из планируемых расходов, занимаемого под строительство участка и эстетических предпочтений.